Цифровое будущее или новые игрушки?
Эксперт по технологиям Билл Томпсон задается вопросом, представляют ли собой разговоры о цифровом будущем что-то большее, чем очередную волну слухов.
В Лас-Вегасе на этой неделе проходит выставка потребительской электроники
CES. Здесь - все пишущие на эту тему журналисты, сумевшие уговорить редакторов оплатить билеты. Они играются с последними забавными штучками и строят прогнозы о том, насколько новые технологии способны повлиять на уклад нашей жизни.
Один из счастливчиков - Альфред Хермида из Би-би-си.
Я, оставшись в Кембридже, пытаюсь отделить зерна от плевел в статьях, написанных в номерах лас-вегасовских отелей замученными корреспондентами, ошалевшими от количества выставленных товаров. А он гуляет по залам и играет в игрушки... Извините, я имею в виду, "потребительские
лектронные устройства".
Какие-то из этих продуктов действительно игрушки - как, например, новая версия собаки-робота Aibo корпорации
Sony. Другие - настоящие сенсации, призванные в каждом разбудить спящего любителя электронных новинок.
Мой друг Саймон, например, крайне возбудился после того, как Билл Гейтс объявил о наручных часах с "движком" от Microsoft, которые умеют получать текстовые сообщения и другую информацию - такую как прогноз погоды или информацию о задержках на транспорте.
Эти часы - вместе с подключаемыми к сетям магнитами для холодильника - созданы в рамках новой программы под названием SPOT ("технология умных персональных объектов"), разработанной
Microsoft. Программа эта, безусловно, сумела привлечь внимание прессы, но, если отбросить все слухи и домыслы, на самом деле она представляет собой очередной пример того, что Microsoft идет уже проторенным путем, а не прокладывает его.
Идея встроить микропроцессор во все, что нас окружает, витает в воздухе не первый год; на рынке уже имеется масса "умных" товаров, а современные автомобили фактически представляют собой контролируемые компьютером двигатели на колесах.
Новинка в данном случае заключается в объединении потребительских товаров в беспроводные сети - идет ли речь о мобильных телефонах третьего поколения, технологиях Wi-Fi или Bluetooth. И главная идея в том, чтобы все эти "умные" системы могли работать в режиме онлайн.
В
Лас-Вегасе собрались любители
электроники со всего мира
Несмотря на это, сначала Microsoft намеревался в этих целях использовать относительно низкотехнологичные решения, такие как передача данных по FM-радиоканалам. Это значит, что часы и магниты SPOT смогут только получать информацию. И это показательно, потому что для ответа на сообщения вам понадобится мобильный телефон либо карманный компьютер. А зачем тогда часы? Ответ, естественно, заключается в том, что подобного рода концептуальные заявления о функциональных (на первый взгляд) технологиях - это столь любимый в Microsoft метод влияния на будущие предпочтения потребителей, продавцов и конкурентов. Если Microsoft всерьез займется умными часами, то всем остальным придется нелегко уговорить инвесторов вкладывать средства в действительно инновационные проекты в той же сфере.
Другое столь же поверхностное заявление сделала один из главных конкурентов Microsoft, японская фирма Sony. В ходе переговоров в рамках выставки CES один из руководителей Sony Кунитаке Андо сказал, что телевидение "возродится в виде всегда включенного и всего находящегося в сети устройства", и потребитель, желая насладиться кино или телепрограммой, выберет не компьютерный монитор, а именно телевизор - разумеется, с соответствующей звуковой системой. Звучит очень хорошо, но на деле все не так красиво. Я не думаю, что Sony или кто бы то ни было еще имеют хоть какое-то представление о том, что мы будем делать с "находящимся в сети" телевизором, или о том, как "всегда включенный телевизор" впишется в жизнь среднего человека.
До сих пор - если, правда, не брать в расчет игровые шоу и азартные игры, - интерактивное телевидение особой популярности у населения не снискало, и разница между компьютерным монитором и телеэкраном пока видится ничуть не меньшей, чем всегда. Sony может хотеть будущего, в котором возрожденное телевидение станет центром интерактивной и мультимедийной домашней развлекательной системы, но мне кажется, что это скорее не серьезный прогноз, а попытка выдать желаемое за действительное. В конце концов, эта же фирма производит фильмы и музыку, которые хочет продать, и ее идея завтрашних технологий будет основана на ее желании получать от этой деятельности солидную прибыль.
Возможно, истинная ценность выставки CES и других ярмарок заключается в том, что они дают нам возможность сравнить цифровые мечты многих компаний, каждая из которых преследует собственные интересы по продвижению собственных проектов. А еще благодаря им мы можем получить представление о том, насколько далеко простираются сами их мечты.
|
|