Каждая из стран в силу различных исторических обстоятельств имеет свои торговые правила и обычаи. Поэтому при заключении меж дународных торговых контрактов существует опасность недоразумений из-за различной трактовки сторонами одних и тех же, казалось бы, понятий. А это может приводить не только к необходимости дополни тельных уточнений уже в процессе осуществления контракта, но и к временным и финансовым издержкам, а также спорам, нередко разре шаемым только путем судебного разбирательства.
Чтобы исключить или, по крайней мере, уменьшить последствия таких недоразумений, Международной торговой палатой (Internatio nal Chamber of Commerce) были разработаны международные правила толкования торговых терминов - "Инкотермс" ("Incoterms"). Впервые они были опубликованы в 1936 году.
Инкотермс представляют собой собрание условий, на которых заключаются контракты купли-продажи между сторонами (продавцом и покупателем), коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Каждое из условий определяет обязанности продавца и покупателя, распределение расходов и рисков, а также ответствен ность сторон за исполнение контракта. Более конкретно, каждое из них устанавливает:
- когда продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара;
- кто производит очистку товара для экспорта и импорта, вы полняет таможенные формальности и несет связанные с этим расходы и риски;
- кто организует и оплачивает перевозку товара, а также несет при этом риски гибели или повреждения товара;
- какие документы необходимы в связи с поставкой товара, кто, за чей счет и как их передает;
- какая упаковка необходима для товара и кто ее обеспечива ет;
- другие обязательства по осуществлению контракта (например, проведение проверки товара).
Развитие международной торговли, появление не только новых видов товаров, но и способов их упаковки, транспортировки, новых видов страхования грузов, проведения финансовых расчетов и т.д. привели к необходимости внесения дополнений и изменений в правила Инкотермс. Новые редакции правил были приняты в 1953, 1967, 1976, 1980 годах.
Новейшая редакция Инкотермс принята Международной торговой палатой в 1990 году. Первой важной причиной, по которой была предпринята ревизия правил, является все более широкое использо вание средств електронного обмена данными (EDI - electronic data interchange) для передачи различных документов. Инкотермс 1990 года предусматривают, что для предоставления счетов-фактур, доку ментов для таможенной очистки товаров, документов для доказа тельства поставки товаров, а также транспортных документов сторо ны, заключившие торговый контракт, могут отправлять друг другу электронные сообщения.
Другой фактор, который повлек изменения в Инкотермс - появле ние новых способов транспортировки грузов. В первую очередь это касается контейнерных перевозок, многомодульной транспортировки, использования оборудования типа "ро-ро" ("roll-on/roll-off", обо рудование для горизонтальной, т.е. бескрановой погрузки и выгруз ки на суда и паромы). Поэтому условие "Франко-перевозчик" (FCA) изменено таким образом, чтобы охватить все типы транспорта, а также их комбинации. Соответственно те условия Инкотермс редакции 1980 года, которые касались некоторых конкретных видов транспорта (FOR/FOT и FOB Airport), в редакции 1990 года удалены за ненадоб ностью.
Условия Инкотермс определяют, каким образом продавец и поку патель распределяют ответственность, расходы и риски при осущест влении контракта. В соответствии с этим все условия можно разбить на четыре группы - начиная с условия, по которому практически вся ответственность возлагается на покупателя, и кончая теми, по ко торым продавец несет все расходы и риски.
В первую группу входит Е-условие (EXW) - "Франко-завод". Это условие предполагает минимальный риск для продавца. В соот ветствии с ним продавец только предоставляет товар покупателю на своем заводе или складе и не несет ответственности за его погруз ку. Все расходы и риски, связанные с доставкой товара до места назначения, несет покупатель.
Следующую группу составляют F-условия: FCA ("Франко-перевоз чик"), FAS (ФАС, или "Франко вдоль борта судна") и FOB (ФОБ, или "Франко-борт"). Обязанности продавца по этим условиям заключаются в поставке товара перевозчику, указанному покупателем.
В третью группу, группу "С", включаются условия CFR ("Стои мость и фрахт"), CIF (СИФ, или "Стоимость, страхование и фрахт"), CPT ("Перевозка оплачена до") и CIP ("Перевозка и страхование оп лачены до"). Они требуют, чтобы продавец заключил договор пере возки товара, но без нанесения продавцом рисков гибели или пов реждения товара.
Наконец, группу D составляют условия DAF ("Поставлено на границу"), DES ("Поставлено франко-судно"), DEQ ("Поставлено фра нко-причал"), DDU ( "Поставлено, пошлина не оплачена") и DDP ("Поставлено, пошлина оплачена"). По этим условиям продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в страну поку пателя.
В таблице 1 приведены эти четыре группы условий Инкотермс. В первой графе таблицы в максимально сжатой форме указаны обязан ности продавца. Движение по таблице "сверху-вниз" соответствует изменению обязанностей продавца от минимальных до максимальных.
Некоторые из условий Инкотермс предопределяют вид транспор та, который применим для исполнения контракта. Другие условия применимы к нескольким видам транспорта, а целый ряд из них - к любым видам. В таблице 2 приведена классификация правил Инкотермс в зависимости от видов транспорта, которые могут использоваться при осуществлении контрактов, заключенных в соответствии с тем или иным условием.
Обязанности продавца |
Условие Инкотермс |
Группа |
|
название |
русский эквивалент |
||
Отправка товара |
EXW Ex Works |
Франко-завод |
E |
Основные расходы по перевозке не оплачены |
FCA Free Carrier FAS Free Alongside Ship FOB Free On Board |
Франко-перевозчик ФАС Франко вдоль борта судна ФОБ Франко-борт |
F |
Основные расходы по перевозке оплачены |
CFR Cost and Freight CIF Cost, Insurence and Freight CPT Carriage Paid To CIP Carriage and Insurence Paid To |
Стоимость и фрахт СИФ Стоимость, страхование и фрахт Перевозка оплачена до Перевозка и страхо- вание оплачены до |
C |
Поставка товара |
DAF Delivered At Frontier DES Delivered Ex Ship DEQ Delivered Ex Quay DDU Delivered Duty Unpaid DDP Delivered Duty Paid |
Поставлено на границу Поставлено франко-судно Поставлено франко-причал Поставлено, пошлина не оплачена Поставлено, пошлина оплачена |
D |
Вид транспорта |
Условие Инкотермс |
|
название |
русский эквивалент |
|
Воздушный |
FCA Free Carrier (...named place) |
Франко-перевозчик (...место указано) |
Железнодорожный |
FCA Free Carrier (...named place) |
Франко-перевозчик (...место указано) |
Морской и речной |
FAS Free Alongside Ship (named port of shipment) FOB Free On Board (...named port of shipment) CFR Cost and Freight (...na- med port of destination) CIF Cost, Insurance and Freight (...named port of destination) DES Delivered Ex Ship (...named port of desti- nation) DEQ Delivered Ex Quay (...named port of desti- nation) |
ФАС Франко вдоль борта судна (...порт отгрузки указан) ФОБ Франко-борт (...порт от грузки указан) Стоимость и фрахт (порт назначения указан) СИФ Стоимость, страхование и фрахт (...порт назначения указан)
Поставлено франко-судно (порт назначения указан)
Поставлено франко-причал (порт назначения указан) |
Любой вид |
EXW Ex Works (...named place) FCA Free Carrier (...named place) CPT Carriage Paid To (...named place of de- stination) CIP Carriage and Insurence Paid To (...named place of destination) DAF Delivered At Frontier (...named place) DDU Delivered Duty Unpaid (...named place of destination) DDP Delivered Duty Paid (...named place of destination) |
Франко-завод (...место указано) Франко-перевозчик (...место указано) Перевозка оплачена до (...место назначения указано) Перевозка и страхование оплачены до (...место назначения указано) Поставлено на границу (...место указано) Поставлено, пошлина не оплачена (...место назна чения указано) Поставлено, пошлина оплачена (...место назна чения указано) |
|